Размышления о преодолении коррупции в государстве

Любое государство понимает тот вред, который коррупция наносит нормальному существованию общества. В частности, коррупция является причиной того, что законодательство устанавливает одни правила, а в действительности (на практике) эти правила отличаются и при этом отличаются довольно часто в значительной мере. Например, законодательство устанавливает процедуру получения земельного участка для осуществления бизнеса. На практике получить земельный участок, в точности исполняя предписания законодательства, практически невозможно. В тоже время, используя коррупционные связи и коррупционные действия (дачу взяток чиновникам), земельный участок получить уже можно, даже при нарушении некоторых законодательных требований.

Государственные органы видят путь борьбы с коррупцией главным образом в ужесточении ответственности за получение и дачу взятки. Однако, этот путь практически не снижает уровень коррупции. Не претендуя на истину в последней инстанции, все же приведем несколько тезисов, которые позволят подавить коррупционные проявления.

Ниже приводятся несколько вопросов и попытки дать правильные ответы на эти вопросы.

1. Где проявляются коррупционные явления?
Ответ: Коррупционные явления проявляются при взаимоотношениях граждан и бизнеса (представителей предприятий) с чиновниками.
 
2. Когда проявляются коррупционные явления?
Ответ: Коррупционные явления проявляются тогда, когда какие-либо интересы граждан или бизнеса зависят от определенных действий чиновника.
 
3. Почему проявляются коррупционные явления?
Ответ: Чиновник желает иметь больше материальных благ, чем те блага которые он получает от государства. Чиновник имеет возможность иметь больше материальных благ, незаконно получая их от бизнеса или граждан. Чиновник чувствует свою безответственность из-за отсутствия неотвратимости наказания. Чиновниками создаются сложные и запутанные нормативные требования для предприятий и граждан, которые невозможно выполнить и которые легче преодолеть, прибегнув к коррупционным механизмам. Чиновники, проявляя "самотворчество" требуют от граждан и бизнеса больше, чем это требует законодательство. Государство практически не несет никакой ответственности перед гражданами и предприятиями за неправомерные действия чиновников.
 
4. Что делать?
Ответ: Уменьшить влияние пунктов 1 и 2, а так же бороться с причинами, отмеченными в пункте 3. При этом следует иметь в виду следующее.
Полностью избавить граждан  и бизнес от взаимоотношений с чиновником невозможно. Однако уменьшить количество этих взаимоотношений можно путем уменьшения количества чиновничьих разрешений, количества документов, которые граждане и бизнес должны предоставлять чиновникам для удовлетворения своих законных интересов, зависящих от чиновника. Те документы, которые граждане и бизнес должны предоставить от одного чиновника другому должны быть вообще исключены. Например, чтобы получить разрешение гражданин должен предоставить чиновнику справку от другого чиновника. Подобного рода требования должны быть исключены. Чиновники должны обмениваться необходимой им информацией сами между собой, минуя граждан и предприятия.
 
Государство (бюджет, наполненный бизнесом и гражданами) не в состоянии удовлетворить ненасытный материальный аппетит чиновника. Государство практически не имеет возможности искоренить незаконное получение материальных благ чиновником от бизнеса или граждан и обеспечить неотвратимость наказания чиновника. Те, которые должны бороться с коррупцией, сами являются чиновниками и в большинстве своем коррумпированы. "Борьба" с коррупцией имеет показной характер и ведется только для отчетности. Чиновники внутри своей системы насквозь пронизаны коррумпированными связями.
Однако, общество должно добиться от государства следующего.
1). Упростить нормативные требования для удовлетворения гражданами и бизнесом своих законных материальных благ, которые зависят от чиновника.
2).  Категорически запретить чиновникам требовать от граждан и бизнеса предоставление документов и выполнения действий, которые не предусмотрены законодательством. Необходимо заставить чиновников строго соблюдать нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и предприятий, а не заниматься "самотворчеством". Факты "самотворчества" со стороны чиновников должны пресекаться и строго наказываться. При этом подобные требования чиновников в любых случаях нужно рассматривать как должностное уголовное преступление - превышение власти и должностных полномочий.
3).   Взаимоотношения между чиновником и предприятиями и гражданами должны больше строиться в письменной форме, а не в форме непосредственного общения. Документы чиновникам должны в большинстве случаев предоставляться по почте и реже через канцелярию (подобно исковым заявлениям или налоговой отчетности), а не непосредственно чиновнику. Процедуры получения документов от чиновников должны быть регламентированы четко. Отказ чиновников от удовлетворения заявлений граждан должен быть письменно  оформлен и законодательно мотивирован. Если по жалобе гражданина или предприятия данный отказ будет признан незаконным, чиновник должен быть привлечен к ответственности, а гражданину или предприятию государством должен быть выплачен штраф. Именно штраф в установленном законом размере, а не возмещение убытков, как это установлено законодательством и возмещения которых практически невозможно добиться. Введение системы штрафов (подобно штрафам, установленным Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях), которые государство обязано выплатить гражданам или бизнесу за ошибки, преднамеренные или непреднамеренные незаконные действия чиновников всех уровней по отношению к гражданам или бизнесу будет являться более эффективной мерой для преодоления коррупции, а так же гарантией соблюдения прав человека и бизнеса. При этом убытки помимо суммы штрафа граждане или предприятия должны иметь возможность взыскать дополнительно.
 
 

 Еще о коррупции.

Відповідно до стратегічного напряму запобігання соціальним передумовам корупції, на наш погляд, доцільно:

розробити законодавчі норми щодо забезпечення прозорості перевірки одержаних прибутків та здійснених витрат членами Кабінету Міністрів України, керівниками центральних та місцевих органів виконавчої влади та їх заступників, державними службовцями, посадовими особами місцевого самоврядування та іншими особами, уповноваженими на виконання функцій держави;

прийняти кодекс поведінки осіб, які працюють на виборних посадах, включаючи депутатів, передбачивши у ньому можливість ознайомлення виборцями з прибутками та витратами їхніх обранців.

Зацікавленим сторонам суспільства необхідно здійснити запобіжний вплив на соціальні передумови корупції серед державних службовців за такими напрямами:

визначення чіткої спрямованості та прискорення практичної реалізації адміністративної реформи;

створення всіма економічними, організаційно-управлінськими, професійно-освітницькими, морально-психологічними засобами механізму виховання у працівників усіх рівнів, зайнятих наданням послуг населенню, порядності, ввічливості, чесності, високого професіоналізму, особливо за умов платного надання послуг.

Одним із головних напрямів має бути створення умов, які б обмежували безпосередній контакт з клієнтом і таким чином унеможливлювали скоєння корупційних діянь державними службовцями.

Єдиною метою зусиль усіх державних органів у цьому напрямі є забезпечення дотримання прав і свобод громадян, якнайповнішої реалізації їхніх  законних інтересів. Урешті-решт наш "споживач" державних послугце громадянин, конкретна людина. Єдиним чинником ефективності роботи у цьому випадку є те, наскільки ця людина задоволена виконанням зобов’язань, які бере на себе держава.

 

В. Ткач, заступник Начальника Головдержслужби

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz