Президенту РФ
Медведеву Д.А.
10.09.2009 г.
Владимир Федотов
fvn-urist@rambler.ru
www.evro-vector.narod.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по преодолению некоторых проблем, имеющихся в государстве Россия
Уважаемый Дмитрий
Анатольевич
В связи с опубликованием Вашей статьи Россия, вперед!
Направляю настоящие предложения по преодолению некоторых проблем,
имеющихся в государстве Россия.
1. Борьба с коррупцией.
Государственные
органы видят путь борьбы с коррупцией главным образом в ужесточении
ответственности за получение и дачу взятки. Однако,
этот путь практически не снижает уровень коррупции. Не претендуя на истину в
последней инстанции, все же приведу несколько тезисов, которые позволят
подавить коррупционные проявления.
Ниже
приводятся несколько вопросов и попытки дать правильные ответы на эти вопросы.
1. Где проявляются коррупционные явления?
Ответ: Коррупционные явления проявляются при
взаимоотношениях граждан и бизнеса (представителей предприятий) с чиновниками.
2. Когда проявляются коррупционные явления?
Ответ: Коррупционные явления проявляются тогда, когда
какие-либо интересы граждан или бизнеса зависят от определенных действий
чиновника.
3. Почему проявляются коррупционные явления?
Ответ: Чиновник желает иметь больше материальных благ, чем
те блага которые он получает от государства. Чиновник
имеет возможность иметь больше материальных благ, незаконно получая их от
бизнеса или граждан. Чиновник чувствует свою безответственность из-за
отсутствия неотвратимости наказания. Чиновниками создаются сложные и запутанные
нормативные требования для предприятий и граждан, которые невозможно выполнить
и которые легче преодолеть, прибегнув к коррупционным механизмам. Чиновники, проявляя
"самотворчество" требуют от граждан и
бизнеса больше, чем это требует законодательство. Государство практически не
несет никакой ответственности перед гражданами и предприятиями за неправомерные
действия чиновников.
4. Что делать?
Ответ: Уменьшить влияние пунктов 1 и 2, а так же бороться с
причинами, отмеченными в пункте 3. При этом следует иметь в виду следующее.
Полностью избавить граждан и бизнес от взаимоотношений
с чиновником невозможно. Однако уменьшить количество этих взаимоотношений можно
путем уменьшения количества чиновничьих разрешений, количества документов,
которые граждане и бизнес должны предоставлять чиновникам для удовлетворения
своих законных интересов, зависящих от чиновника. Те документы, которые
граждане и бизнес должны предоставить от одного чиновника другому должны быть
вообще исключены. Например, чтобы получить разрешение гражданин должен предоставить чиновнику справку от другого чиновника.
Подобного рода требования должны быть исключены. Чиновники должны обмениваться
необходимой им информацией сами между собой, минуя граждан и предприятия.
Государство (бюджет, наполненный бизнесом и гражданами) не в
состоянии удовлетворить ненасытный материальный аппетит чиновника. Государство
практически не имеет возможности искоренить незаконное получение материальных
благ чиновником от бизнеса или граждан и обеспечить неотвратимость наказания
чиновника. Те, которые должны бороться с коррупцией, сами являются чиновниками
и в большинстве своем коррумпированы. "Борьба" с коррупцией имеет показной
характер и ведется только для отчетности. Чиновники внутри своей системы
насквозь пронизаны коррумпированными связями.
Однако, общество должно добиться от
государства следующего.
1). Упростить нормативные требования для удовлетворения
гражданами и бизнесом своих законных материальных благ, которые зависят от
чиновника.
2). Категорически запретить
чиновникам требовать от граждан и бизнеса предоставление документов и
выполнения действий, которые не предусмотрены законодательством. Необходимо
заставить чиновников строго соблюдать нормативно-правовые акты, затрагивающие
права и интересы граждан и предприятий, а не заниматься "самотворчеством". Факты "самотворчества"
со стороны чиновников должны пресекаться и строго наказываться. При этом
подобные требования чиновников в любых случаях нужно рассматривать как
должностное уголовное преступление - превышение власти и должностных полномочий.
3). Взаимоотношения между чиновником и
предприятиями и гражданами должны больше строиться в письменной форме, а не в
форме непосредственного общения. Документы чиновникам должны в большинстве
случаев предоставляться по почте и реже через канцелярию (подобно исковым
заявлениям или налоговой отчетности), а не непосредственно чиновнику. Процедуры
получения документов от чиновников должны быть регламентированы четко. Отказ
чиновников от удовлетворения заявлений граждан должен быть письменно
оформлен и законодательно мотивирован. Если по жалобе гражданина или
предприятия данный отказ будет признан незаконным, чиновник должен быть
привлечен к ответственности, а гражданину или предприятию государством должен
быть выплачен штраф. Именно штраф в установленном законом размере, а не
возмещение убытков, как это установлено законодательством и возмещения которых
практически невозможно добиться. Введение
системы штрафов (подобно штрафам, установленным Уголовным кодексом, Кодексом об
административных правонарушениях), которые государство обязано выплатить
гражданам или бизнесу за ошибки, преднамеренные или непреднамеренные незаконные
действия чиновников всех уровней по отношению к гражданам или бизнесу будет
являться более эффективной мерой для преодоления коррупции, а так же гарантией
соблюдения прав человека и бизнеса. При этом убытки помимо суммы штрафа
граждане или предприятия должны иметь возможность взыскать дополнительно.
2.
Ликвидация сложившейся системы регистрационного учета по месту жительства.
Сложившаяся система регистрационного учета граждан
по месту жительства, фактически, причиняет неудобства для граждан.
Законодательство о регистрации органами, от которых это зависит, не
исполняется. Сроки регистрации
нарушаются. Из-за этого граждане часто теряют много времени, не могут осуществлять
юридически значимые действия.
Во многих странах существует или действительно
заявительный порядок регистрации граждан или данный порядок отсутствует вообще.
Защитниками института регистрации граждан по месту
жительства являются только чиновники правоохранительных и некоторых других
органов. Им так легче работать.
Если Вы, как Президент России, выступите с
инициативой о ликвидации сложившейся системы регистрационного учета граждан по
месту жительства, то это будет реальным реформаторским шагом, сделанным
навстречу гражданам.
3. Создание списка проблем.
Создайте список проблем в
государстве. Разработайте мероприятия и решайте. В этом, правда, недостатка
нет. Однако, советую:
1)
не переусложнять;
2)
прислушиваться к объективным международным
организациям, например Всемирный экономический форум и его отчет «О
конкурентоспособности 2009-2010».
4. В сфере образования.
Упростите ВУЗовские программы,
сделайте их более реальными, простыми и практичными. Не заваливайте головы
студентов ненужным информационным мусором.
В тоже время для освоения самого
необходимого буквально прямо натаскивайте студентов.
С уважением
Владимир Федотов